Вампирское безумие

Безумие весьма распространено среди вампиров, однако в силу разных причин об этом мало кому известно. Сами вампиры предпочитают не выносить сор из избы, культивируя образ могущественных загадочных существ во всем отличных от простых смертных. Голливуд обходит эту тему десятой дорогой, а вампирские фанаты вообще редко задумываются о том, какое воздействие на психику оказывает типично вампирский образ жизни. В их представлении вампир может быть эксцентричным, жестоким, аморальным и не чуждым страданий (в особенности из-за несчастной любви), но только не безумным. Сумасшествие сегодня воспринимается как нечто постыдное, а вампиры не должны вызывать жалость или тем более презрение, свойственное здоровым по отношению к больным.

Мало кто готов поверить, что подавляющее большинство вампиров в той или иной степени страдает психическими расстройствами, последствия которых, по всей вероятности, являются одной из главных причин их гибели. Тем не менее многие исследователи убеждены, что в реальности дело обстоит намного хуже, чем может показаться со стороны, и рано или поздно безумие настигает каждого вампира, ведь психологические способности детей ночи к адаптации отнюдь не безграничны. Возможно, столкнувшись с аномально долгоживущими существами природа нашла выход, положив предел их умению адекватно воспринимать действительность и самих себя, ведь для безумного вампира шансы погибнуть возрастают многократно.

Действительно, причин сойти с ума у вампиров не меньше, а даже больше, чем у простых людей. Следует учитывать, что жизнь вампира полна опасностей, проблем и стрессов, преодолеть которые ему зачастую не под силу, поэтому срыв для него становится неизбежным. Вопрос лишь в том, как долго продержится вампир до наступления критического момента, и насколько сильной будет захлестнувшая его волна безумия. Впрочем, сумасшествие вовсе не означает для вампира скорую гибель. Некоторые формы безумия, например паранойя, наоборот повышают его шансы на выживание. Если болезнь долгое время не прогрессирует, вампир может прожить достаточно долго, чтобы ему пришла в голову идея начать лечение, хотя лишь немногие из них отваживаются обратиться за помощью к специалистам.

Зачастую вампиры весьма успешно интегрируют собственное безумие в привычную повседневность, считая его одной из своих особенностей, вроде светобоязни или потребности в свежей крови. Существует мнение, что паранойя для вампира это вообще не болезнь, а одно из необходимых условий выживания во враждебной среде, где любой может оказаться не тем, за кого себя выдает. У вампиров много врагов, а в лживом мире Тьмы доверие равносильно самоубийству. Паранойя позволяет вампиру постоянно быть на чеку, не доверяя никому и в особенности тем, кто более всего вызывает доверие. Однако паранойя в запущенной форме порой несет в себе еще большую угрозу, чем реальные враги.

Жизнь вампира — это одна большая игра, где любой неверный шаг может стать последним. Если паранойя овладевает вампиром полностью, его шансы на выживание резко понизятся. Так, например, известны случаи, когда вампиры умирали от голода в своих логовах просто потому, что боялись выйти на охоту, опасаясь хитроумных ловушек, расставленных бесчисленными вымышленными врагами. Другая проблема с вампирами-параноиками заключается в том, что иногда они начинают выдумывать себе врагов вместо того, чтобы опасаться реальных. В подобном случае у вампира может появиться желание излить кому-нибудь душу, чтобы приобрести союзников в борьбе с новой угрозой. В лучшем случае вампир рискует выставить себя посмешищем, а в худшем — пополнить ряды мертвых безумцев, решивших довериться не тем, кому следовало.

Кроме того, вампиры-параноики весьма осложняют жизнь вампирологам. Они обожают распространять слухи о тайных вампирских обществах, кланах и оккультных группах или о всемирных организация охотников на вампиров, истребляющих упырей по заданию Ватикана, мирового правительства или лично Господа Бога. Их фантазия достигает порой таких высот, что отличить ее порождения от реальности становится решительно невозможно. Вампир, в отличие от простых сумасшедших и мистификаторов, может прорабатывать свои бредовые идеи столетиями, снабжая их столь правдоподобными и исторически корректными деталями, что у исследователя не останется ни единого шанса объективно доказать или опровергнуть их истинность.

Собственно, вампирологи не всегда даже могут с уверенностью сказать, с чем именно они имеют дело: с бредом больного вампира, искренне верящего в правдивость своих фантазий, или с тщательно проработанной ложью, созданной на досуге абсолютно вменяемым вампиром, склонным к мистификациям. Вампиры-мистификаторы — это вообще головная боль современной вампирологии, не обладающей достаточными ресурсами для проведения всесторонних масштабных исследований с привлечением специалистов из разных отраслей научного знания. Ложь скрывает правду о вампирах не хуже молчания, дробя истину в калейдоскопе версий, вымыслов, интерпретаций и откровенного бреда.

Другое весьма распространенное среди вампиров психическое отклонение — садизм. Некоторым вампирам так нравится причинять боль своим жертвам, что они начинают убивать не только ради пропитания, но и просто для удовольствия, становясь настоящими серийными убийцами. Существенное их отличие от обычных маньяков заключается в том, что временные промежутки между их убийствами могут составлять десятки и даже сотни лет, что делает их поимку весьма непростым занятием.

В той или иной мере садизм присущ всем вампирам, поэтому нет особого смысла останавливаться на нем подробно. Более редким и, следовательно, более интересным отклонением являются вампиры-мазохисты, чей внутренний мир представляет собой дикую причудливую смесь смертоносной Жажды и желания примерить на себя шкуру раба. Осознавая свое превосходство над людьми, вампиры-мазохисты тем не менее находят своеобразное удовольствие в том, чтобы подчиняться тем, кто слабее их, но не знает об этом, полагая себя истинным господином и повелителем.

В их играх часто присутствуют религиозные мотивы, распятие, воскрешение и, конечно же, Страшный Суд. Гомосексуальные наклонности им так же близки, равно как и нездоровый интерес к Ницше и его брутальному культу Сверхчеловека. Все перечисленное иногда сочетается с комплексом мессианских идей и даже с бредом величия, подкрепляемым ролевыми играми весьма богохульного и противоестественного содержания. Парадокс вампиров-мазохистов заключается в том, что чем больше кротости и смирения они демонстрируют на публике или при личном общении, тем безумнее бездна, скрывающаяся под маской ангельского вида.

Не все вампиры способны примириться с собственной сущностью, поэтому некоторые из них страдают заболеванием, известным нам под названием «раздвоение личности». При диссоциативном расстройстве вампир может бóльшую часть времени даже не подозревать, что он вампир. В нем присутствуют две личности: вампирская и человеческая, причем одна, как правило, не знает о существовании другой.

Вампирская личность накладывает на человека определенные ограничения, которые он воспринимает как особенности своего характера или организма. Например, такой человековампир будет избегать солнца и работать в ночную смену, потому что убедит себя в том, что у него аллергия на солнечный свет или какое-нибудь иное заболевание, предполагающее ночной образ жизни. С другой стороны, вампир найдет объяснения неожиданным провалам в памяти в те моменты, когда другая личность управляла его телом, посчитав их одним из побочных следствий преображения в упыря.

На первый взгляд подобная ситуация может показаться невероятной, однако медицине известны и более удивительные клинические случаи, скажем история Билли Миллигана, обладавшего 24 полноценными личностями, каждая из которых к тому же была психически здорова. Нездоровой была сама ситуация с Билли Миллиганом. То же самое можно сказать и о вампирах с раздвоением личности. В повседневной жизни человек может производить самое положительное впечатление, но лишь до тех пор, пока в нем не проснется вампир, преследующий собственные цели и интересы.

Лечение вампиров представляет огромную трудность, хотя в истории известны отдельные попытки создания специализированных клиник для страдающих психическими расстройствами представителей ночного народа. Первая такая лечебница была организована в Древнем Риме, где вампиры играли существенную роль в политической жизни государства (см. Вампирский кодекс). К несчастью познания в области психологии находились тогда на весьма низком уровне, поэтому речь скорее шла о принудительной изоляции высокопоставленных членов вампирских кланов, потерявших способность адекватно воспринимать действительность, нежели о каком бы то ни было лечении.

Слухи о существовании подобной клиники породили легенду о Безумных Патриархах, пользовавшуюся огромной популярностью среди вампиров в эпоху Средневековья. По преданию во время Великого пожара в Риме, случившегося при императоре Нероне, из лечебницы сбежало несколько бывших патриархов вампирских кланов. Были ли они в действительности безумны или стали жертвами внутриклановых заговоров и интриг — не известно, однако их исчезновение вызвало легкую панику среди вампирских иерархов, чей приход к власти по всей вероятности был сопряжен с нешуточной подковерной борьбой. Беглецов безуспешно искали и в конечном итоге решили считать их погибшими во время пожара, тем более что никаких следов их побега обнаружить так и не удалось.

В Средние века сложился небольшой корпус вампирских мифов о Безумных Патриархах, в котором они выступали как великие хитрецы и хранители вампирского наследия, тайно создающие армию для последней битвы между вампирами и людьми. Здесь требуется небольшое пояснение. Во-первых, эти средневековые истории о возрождении ночного народа создавались в ситуации, когда вампиры из соправителей великой Римской Империи превратились в гонимое христианскими фанатиками меньшинство, поэтому реваншистские настроения были сильны в них как никогда. Во-вторых, многие подвиги и деяния Безумных Патриархов в некоторых существенных деталях совпадают со слухами о деятельности тайного вампирского общества Девяти Невидимых, что позволяет нам говорить о явных заимствованиях. И, в-третьих, тема решающей битвы между вампирами и людьми за власть на Земле сформировалась уже в христианскую эпоху с ее постоянным ожиданием Апокалипсиса и Страшного Суда, а значит ее можно считать более поздним наслоением, не имеющим отношение к более древнему первоисточнику.

Средневековье подарило нам еще одну легенду о безумных вампирах. В то время в странах Северной Европы были весьма популярны истории о черном корабле, команда которых состояла из мертвецов-упырей под предводительством безумного капитана. Этот корабль приплывал откуда-то с севера, — из самых холодных морей, — чтобы грабить и убивать жителей прибрежных поселений. Все нападения происходили ночью, когда люди спали, и лишь немногие выжившие рассказывали впоследствии о страшных кровавых пиршествах, когда мертвые моряки живьем пожирали селян и пили их кровь, об их невероятно уродливом капитане с безумным взглядом и об ожерелье из черепов младенцев на его шее (по другой версии ожерелье было из человеческих рук).

Нельзя так же не упомянуть об еще одном виде безумия, свойственном вампирам не в меньшей степени, чем людям. Бурное развитие химической промышленности и фармакологии привело к созданию множества новых веществ, оказывающих весьма специфическое воздействие на человеческий разум. Некоторые из этих веществ обладают сильным обезболивающим и успокоительным эффектом, но к сожалению вызывают сильное привыкание и, как следствие, проблемы со здоровьем.

Большинство из ныне живущих вампиров крайне негативно относятся к подобным способам бегства от проблем, поскольку прекрасно понимают, чем чревата физическая зависимость для бессмертного существа. Однако, как и в мире людей, среди вампиров тоже находятся самоуверенные глупцы, считающие себя особенными, и летопись всемирного идиотизма пополняется еще одной историей в духе «я всегда думал, что могу остановиться…»

Правда в случае с вампирами дело обстоит намного серьезнее и страшнее, чем с зависимыми людьми. Их организм намного медленнее адаптируется к наркотическим веществам, но, однажды перестроившись, может уже никогда не вернуться в изначальное состояние. Иными словами, зависимость часто становится для вампира пожизненным приговором, что в купе с вечным неутолимым Голодом превращает его существование в настоящий ад. Из-за высоких способностей к регенерации вампиры не могут умереть от передозировки, однако после определенного момента сознание уже не способно справляться с нагрузкой, и вампир навсегда погружается в бездну безумия, где каждая секунда страданий может показаться тысячелетием невыносимой пытки.

Что касается лечения вампиров от безумия, то нам не известно ни одного документально засвидетельствованного случая их успешного выздоровления. К тому же не совсем понятно, что именно в случае с вампирами следует считать выздоровлением. Их болезнь может иметь циклический характер, когда острые приступы сменяются долгими периодами ремиссии, причем в случае с бессмертными существами эти периоды могут длиться не одно столетие, что вполне можно принять за успешное избавление от недуга.

Сами вампиры предпочитают просто не замечать эту проблему. Безумие, навязчивые идеи и потакание собственным прихотям стали для них столь же обыденным делом, как и убийства. Возможно безумие в какой-то степени раскрепощает их, позволяя не думать об ответственности за свои деяния. Или даже отрицать собственную вампирскую сущность, считая все происходящее галлюцинациями агонизирующего рассудка. Безумие дает им надежду на побег из темницы Голода в иные измерения сознания, где как в Стране Чудес или в Зазеркалье возможно все, что пожелаешь, но совсем не так, как ты этого ждешь. Впрочем, вампиры и люди слишком сильно различаются в психологическом плане, поэтому то, что кажется нам безумием, может быть для вампиров самой что ни на есть нормой и признаком душевного здоровья. Да и могут ли вампиры считать психически здоровыми людей, которые отрицают существование вампиров?

Tannarh, 2015 г.

Оставьте комментарий