Вампиры-христиане

Вампиры и христианство

Отношение вампиров к христианству никогда не было простым. Конечно мы можем с изрядной долей уверенности сказать, что большинство вампиров и христиан не питают друг к другу никаких добрых чувств, однако в данном случае апелляция к большинству не имеет особого смысла, поскольку ненависть к иным является отличительным признаком любого большинства, сколь бы элитарным или демократичным оно себя не воображало.

Многовековая война между Инквизицией и ночным народом стала достоянием истории и нашла отражение в популярных книгах и фильмах о вампирах, поэтому нет нужды повторять здесь общеизвестные факты (см. Вампирский Ад). Христиане с лихвой отомстили детям ночи за гонения времен Римской империи, истребив значительную часть вампиров на территории Европы, где сегодня их осталось едва ли не меньше, чем людей, верящих в их существование. Впрочем, христиан с инквизиторскими замашками в Европе тоже заметно поубавилось.

В Средние века структура вампирского сообщества претерпела серьезные изменения, оказавшие огромное влияние на всю дальнейшую судьбу ночного народа. Старые вампиры гибли в межклановых войнах (см. Вампирские кланы) и от рук распоясавшихся религиозных фанатиков, унося с собой в могилу бесценные знания, опыт и память о былом величии вампирского племени. Им на смену пришло новое поколение вампиров, обращенных преимущественно из людей с христианским мировоззрением и не имевших никакого представления о вампирских традициях и обычаях.

Чтобы хоть как-то остановить ползучее проникновение чуждой религии в свои ряды старые вампиры придумали множество обрядов отречения от христианской веры для неофитов, часть из которых впоследствии распространилась среди ведьм, оккультистов и сатанистов. Сам факт возникновения подобных ритуалов говорит о том, что далеко не все новообращенные вампиры спешили порвать с христианством несмотря на враждебное отношение к ним со стороны значительной части христиан.

Кроме того, после организованного Папой Иннокентием III геноцида вампиров в Окситании в 13-ом веке (см. Про вампиров и людей), патриархи уцелевших древних кланов пытались ввести смертную казнь для вампиров, тайно исповедующих христианство, однако заметного результата эти меры не принесли. Отречение от Христа, пусть даже самое искреннее, никоим образом не влияло на мировоззрение новообращенных вампиров, сформированное в рамках христианской культуры и продолжавшее оставаться христианским по своей сути.

Многие вампирские мифы и легенды, появившиеся в эпоху Средневековья, несут на себе явный отпечаток христианской картины мира (см. Вампирский Рай). Оторванные от вампирской традиции новые вампиры пытались объяснить свое появление и место в мире опираясь прежде всего на Библию как на общепризнанный в то время источник истинных знаний о мире. Так творческое переосмысление библейских текстов, апокрифов, христианских легенд и народных суеверий привело к возникновению вампирской версии христианства, которую в той или иной форме исповедовала значительная часть европейских вампиров, обращенных в 14-16 веках.

Чудо исцеления

Далеко не все вампиры рады своему преображению. Многих просто не предупредили о последствиях их покровители, других обратили насильно, третьи оказались не готовы взять на себя весь груз ответственности за принятое решение. Как бы то ни было среди вампиров всегда находились те, кто страстно желал снова сделаться человеком и зажить самой обычной жизнью без всех этих кровавых ужасов и ненасытного душераздирающего голода.

Средневековые вампирохристиане верили, что Бог может вернуть им человеческое обличие в ответ на молитвы и покаяние. Некоторые священнослужители придерживались такого же мнения, хотя и не афишировали его по вполне понятным причинам. В те времена считалось, что люди превращаются в вампиров за свои грехи и при содействии Дьявола, а значит обратная трансформация невозможна без искупления и божьей милости.

Порой вампиры обращались к таким священникам за помощью, однако очень скоро выяснилось, что молитвы, поклоны и вериги ничуть не уменьшают чувство голода, а даже наоборот существенно увеличивают его, особенно когда рядом находится беззащитный и весьма аппетитный священник. Добровольная изоляция в монастырских подвалах тоже никоим образом не оказывала влияние на кровожадную сущность вампира, однако порой благотворно сказывалась на демографической ситуации в окрестностях монастыря.

В конечном итоге вампирохристиане пришли к выводу, что грех их по всей вероятности настолько тяжел, что никакими своими усилиями они его искупить не смогут, и только божественное чудо способно исцелить их души и тела. Благо Церковь накопила к тому времени немало чудотворных святынь, разбросанных по всему христианскому миру и способных в мгновение ока избавить от любой болезни или бедствия. По крайней мере так утверждали сами церковники.

Проблема заключалась в том, что доступ к большинству из них был весьма затруднен в темное время суток, поэтому вампиры проникали в церкви под покровом ночи, а порой даже уносили святыни с собой. Пойманные на месте преступления они лишь укрепляли христиан в убеждении, что с вампирами лучше не иметь никаких дел.

Существовала так же весьма немногочисленная, но очень авторитетная группа вампиров-аскетов, удалявшихся от мира дабы проводить свои дни в молитвах и воздержании от убийств. Жили они главным образом в глуши, куда люди практически не забредали, и питались кровью мелких животных, убийство которых полагали меньшим из возможных зол. Они считали, что Бог не внемлет мольбам вампира об исцелении до тех пор, пока вампир не докажет свою преданность Богу соблюдением всех десяти заповедей и, в первую очередь, заповеди «не убий».

О вампирохристианских аскетах ходило множество неправдоподобных слухов и легенд. Говорили даже, что кого-то из них Бог снова сделал человеком после ста лет поста и молитв. В независимости от того, правда ли это, многие вампирохристиане уважали аскетов не меньше, чем христиане — своих святых. Впрочем, находились и те, кто полагал их стратегию ошибочной или, во всяком случае, непригодной для большинства. Если вне Церкви и вправду нет спасения, значит вампирам нужна своя Церковь, в которой смогут спастись все, а не только избранные отшельники.

Вампирская Церковь

По всей видимости первая и единственная Церковь вампиров появилась в северной Италии во времена Леонардо да Винчи. Есть даже байка, будто прославленный живописец приложил руку к ее основанию, что конечно же не так. На самом деле церковная организация возникла из нескольких весьма многочисленных вампирохристианских общин, нашедших прибежище в Флорентийской республике, где вампиры в то время пользовались достаточным влиянием на местную власть, чтобы пусть ненадолго, но все же изгнать за ее пределы охотников на вампиров и религиозных фанатиков (см. Вампиры-мстители).

Организация собственной Церкви потребовала от вампиров немалых усилий. Во-первых, было необходимо решить вопрос с легитимностью вампиров-священнослужителей, а, во-вторых, внести существенные изменения в порядок проведения церковных служб и в некоторые богослужебные тексты. При этом никто из вампиров не хотел считать себя раскольником или сектантом в современном понимании этих слов. Наоборот, создание собственной версии христианства должно было решить проблему интеграции вампиров во всемирную Церковь, где по словам апостола Павла не должно быть «ни эллина, ни иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Утопичность этой идеи представляется нам сегодня очевидной, однако в те времена многие вампирохристиане верили в возможность мирного сосуществования вампиров и людей, объединенных одной спасительной верой во исполнение пророчества Исайи о том, что когда-нибудь «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис. 11:6). К сожалению, не все вампирохристиане понимали, что в той исторической ситуации ягнятами были они, а не люди, поэтому от их волеизъявления мало что зависело. Они хотели создать собственную епархию и поставить Папу римского перед свершившимся фактом, впрочем никто из епископов-вампиров добраться живым до Ватикана так и не смог.

Проблема с легитимностью вампирских священников решилась довольно просто. В древности прихожане сами выбирали себе священноначалие, и вампирохристиане поступили точно так же, полагая себя истинными наследниками христианских традиций. С богослужениями дело обстояло сложнее, поскольку их приходилось проводить по ночам, что делало их похожими скорее на сборища ведьм и колдунов, нежели на собрание честных христиан. Самовольно править библейские тексты никто не осмелился, вместо этого вампиры дали им собственное толкование, позволяющее им считать себя христианами не в меньшей степени, что и обычным людям.

В целом была проделана огромная работа, бóльшая часть которой к сожалению сгинула вместе с Флорентийской республикой. Попытки наладить контакты с официальной Церковью не увенчались успехом, а столь откровенные заигрывания с христианством пришлись не по вкусу вампирам старой закалки, на глазах у которых рушилась Римская империя. Вампирохристиане оказались между двух огней, не нужные ни официальной Церкви, ни собственным собратьям. Не имея поддержки могущественных союзников, они постепенно маргинализировались до такой степени, что о них вскоре все забыли.

Упадок Флорентийской республики вынудил многих из них перебраться в другие европейские страны, где они пытались проповедывать по примеру апостолов, но тщетно. На них смотрели как на сумасшедших, а чаще попросту убивали, пользуясь их истинно христианским миролюбием. И все же они оставили после себя некоторое заметное наследие, в частности так называемый «Вампирский Апокалипсис» — сборник предсказаний, созданный под влиянием Иоанна Богослова и описывающий грядущую войну между вампирами и людьми, в которой спасутся только праведники с обеих сторон. Книга странная, но несомненно достойная внимания исследователей вампирского наследия.

Книга вампирских пророчеств

«Вампирский Апокалипсис» часто путают с так называемым «Откровением от Дракулы», появившимся в Интернете в конце девяностых годов. «Откровение» представляет собой довольно грубую подделку под старинный текст, написанный якобы от имени Дракулы, решившего с чего-то вдруг порассуждать о будущем ночного народа. Мистификация эта была давно разоблачена, и сегодня мало кто о ней помнит.

«Апокалипсис» — книга иного масштаба и значения, хотя многие исследователи сомневаются в том, что ее писал настоящий вампир. Сегодня в мире осталось лишь два неполных экземпляра «Апокалипсиса», хранящиеся в частных коллекциях. Работавшие с ними вампирологи сходятся во мнении, что написан он был никак не позднее 16-го века, причем его безымянный автор принадлежал к высшим слоям общества и имел весьма разностороннее образование.

Книга представляет собой сборник туманных, но весьма поэтических пророчеств, предрекающих множество бед и лишений ночному народу, избравшему путь конфронтации с людьми. Миротворческий пафос автора весьма необычен для произведений подобного жанра, однако многие исследователи обращали внимание на сквозящую в его словах горькую неприязнь к вампирам, словно он пытался преодолеть давнюю обиду на них, но никак не мог удержаться от мелочного сведения счетов.

Это в свою очередь говорит нам, что автор либо сам принадлежал к ночному народу, либо был лично знаком с вампирами и знал их в достаточной степени хорошо, чтобы осуждать их поведение и отношение к людям. В таком случае его обида на вампиров становится совершенно понятной. Столкнувшись с безразличием и неприязнью окружающих многие самозваные проповедники забывают о своей миссии и начинают заниматься огульной критикой и обличением чужих грехов, что также не прибавляет им ни авторитета, ни уважения со стороны критикуемых.

Пророчества «Вампирского Апокалипсиса» весьма интересны с литературной точки зрения, но в массе своей абсолютно бесполезны. В них нет конкретных дат и имен, зато много рассуждений о тяжких испытаниях и «временах боли», ожидающих вампиров в скором будущем. В этом отношении пророчества абсолютно верны, поскольку жизнь ночного народа никогда не была легкой, однако особого смысла в них нет. Страдания и лишения — неотъемлемая часть существования людей и вампиров, поэтому не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказывать подобные вещи.

И все же небольшая часть пророчеств содержит весьма любопытные детали, удивительным образом совпадающие с недавними мировыми событиями. Так, в частности, в «Апокалипсисе» говорится о пришествии «демонов» в вампирском обличии, которые начнут самую страшную войну в истории человечества, чтобы род людской ослаб в междоусобицах, но их планам не суждено будет сбыться. По всей видимости речь здесь идет о Второй мировой войне, развязанной Гитлером под руководством Девяти Невидимых (см. Вампиры Третьего Рейха).

Мировая война станет лишь началом Апокалипсиса и одним из признаков его скорого наступления. Другое пророчество говорит о том, что все страны объединятся в единое государство, но править им будут не люди, а невидимые духи, задавшиеся целью превратить человечество в безвольных скотов, желающих лишь пищи и наслаждений. Род людской ослабнет, и многие станут поклоняться вампирам как богам или идолам, моля их о власти и бессмертии.

Враги вампиров погрязнут в лености и роскоши и станут главными их союзниками в борьбе за умы и души людей. Многие будут жить как во сне, а сны станут желаннее яви. Человечество овладеет силами, способными разрушить весь мир в мгновение ока, но каждый человек в отдельности сделается слабее самой презренной твари. Каждый отделит себя от остальных и станет в своем уединении легкой добычей для вампиров.

Появятся новые вампиры, неуязвимые для людей и духов. Уродливые и жестокие, они зажгут огни в темноте, и огни эти будут убивать все живое. Всякий прикоснувшийся к ним погибнет от язв, разъедающих плоть до самых костей, а уцелевшие в их присутствии будут навеки прокляты и станут плодить мертвецов и безумных тварей. В день Страшного Суда легионы таких вампиров выдут на поверхность земли из рукотворных пещер, ведомые демонами на последнюю битву с человечеством, и многие люди погибнут. И в час, когда Солнце погаснет, явится Спаситель, в котором вампир и человек слились в единое целое. Он уничтожит легионы тьмы и сотворивших их демонов, и когда вновь воссияет свет, мир уже не будет прежним, ибо наступит Новое Царство, где не останется ни людей, ни вампиров, но лишь праведные братья и сестры, погасившие в своем сердце огонь ненависти и вражды.

Попытки истолковать эти пророчества предпринимались неоднократно, хотя их вряд ли можно назвать удачными. В конце концов «Вампирский Апокалипсис» может оказаться всего лишь сборником фантазий не очень здорового человека. Впрочем, в одном мы можем быть уверены: наш привычный мир стоит на грани глобальных перемен, и война между его истинными хозяевами может разразиться в любой момент. Вопрос заключается в том, достойны ли мы с вами того, чтобы пережить эту войну и начать все заново?

Tannarh, 2015 г.

Реклама

Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s