Вампиры и ведьмы

1. Двуликие инквизиторы

В Средние века вампиры оказались загнаны в глубокое подполье. На протяжении всей своей истории христианская Церковь с переменным успехом вела борьбу против ночного народа. Созданная для этой цели Инквизиция действовала под предлогом охоты на ведьм и колдунов, хотя порой в ее архивах можно обнаружить недвусмысленные указания на истинные мотивы цепных псов Церкви.

К 15 веку, когда большинство вампиров в Европе было уничтожено, стало казаться, будто победа не за горами, и инквизиторы опрометчиво ослабили хватку. В результате вампирам удалось проникнуть в окружение папы Александра VI и подчинить его своей воле (см. Вампирские кланы). Именно тогда на исторической сцене появляется пожалуй самый известный охотник на вампиров Джироламо Савонарола, чья деятельность во Флоренции вызвала большое неудовольствие патриархов вампирских кланов, которые поспешили расправиться с неугодным доминиканским монахом руками церковников.

Пример Савонаролы наглядно продемонстрировал охотникам на вампиров, какими опасностями чревато их разоблачение. Настоящий охотник на вампиров не может доверять никому, в противном случае он рискует превратиться мертвого охотника. И тем не менее подпольные общества истребителей вампиров продолжали свою тайную деятельность к великому неудовольствию вампирских патриархов и предателей из числа рода человеческого. При определенных условиях охотники могли надеяться на помощь Инквизиции, однако им пришлось изменить стратегию, перейдя от точечных ударов к идеологическому террору, направленному в первую очередь на людей, желающих стать вампирами или приобщиться к их мудрости.

Трудно сказать, насколько новая стратегия оказалась успешной, однако некоторые ее результаты знакомы сегодня практически каждому по легендам о «кровавой графине» Елизавете Батори и сказкам о Синей бороде, родившимся из слухов о нечеловеческих злодеяниях Жиля де Рэ. Не будучи вампирами, они тем не менее навсегда остались в памяти людей как назидательный пример упадка человеческого духа, поверившего в лживые обещания детей ночи. Охотники на вампиров не только приняли непосредственное участие в их судьбах, но и постарались, чтобы их злодеяния не канули в лету, продолжая служить напоминанием всем, кто по своей глупости ищет вампиров с иной целью, нежели их убийство.

2. Двуликие вампиры

Тот факт, что под прикрытием охоты на ведьм Инквизиторы занимались истреблением вампиров, можно считать практически доказанным. В официальных исторических документах, как и в народных мифах, практически не делается никакого различия между ведьмой и вампиров: они обладают схожими признаками и демонстрируют схожие модели поведения. От Древнего Рима до современной Африки ведьма и вампир идут рука об руку, с той лишь разницей, что простолюдины привыкли называть ведьмой женщину, а слово «вампир» ассоциируется у многих с мужским полом. По сути же мы имеем дело с одним и тем же видом существ, по разному отразившихся в зеркалах народной мифологии.

Согласно верованиям народа якё в Нигерии ведьмы нападали на людей во время сна и высасывали их кровь, в результате чего на теле жертвы оставались язвы. Обанфо, колдунья народности ашанти, так же пила кровь детей, забирая их жизненную силу[1]. На Шри-Ланке существовали поверья о демоницах, питавшихся кровью слонов[2]. В Испании вампиризм ведьм был засвидетельствован на судебном процессе в Логроно осенью 1610 года.

На Балканах кровососущих ведьм называли вьештицами — они проникали в дома своих соседей и пили их кровь[3]. В «Молоте ведьм» описывается аналогичный случай с похищением мальчика в графстве графства Барби[4]. На Филиппинах ведьмы заманивали молодых людей в уединенное место, пили их кровь и поедали сердце и печень. С той же целью ведьмы похищали младенцев во Франции, Турции, Румынии, Португалии и других странах[5]. В 1494 году в Торнау состоялся суд над двенадцатью вампирами, которые поймали мальчика и пили его кровь, пока он оставался живым[6].

Латиняне поклонялись богине Кардее, которая охраняла младенцев от ведьм, жаждущих насытиться их кровью[7]. Впрочем, на богов всегда было мало надежды. У Петрония можно найти описание случая, когда вампиры похитили сердце и все внутренние органы ребенка[8]. В своей «Истории магии и оккультизма» К. Зелигманн ссылается на Филострата, подробно описавшего встречу Аполлония Тианского с ламией-вампиром в Коринфе.

А. Афанасьев отмечал родство ведьм и вампиров: «Очевидно, высасывание крови вампирами есть то же самое, что высасывание ведьмами и вовкулаками молока из небесных кобылиц и коров…»[9] Ему вторит М. Орлов, писавший в «Истории сношения человека с дьяволом», что ведьмы «сосут кровь у людей, и в этом отношении сходятся, следовательно, с упырями». Само слово «ламия» может означать и вампира и ведьму, а порой и то и другое одновременно[10][11].

3. Новая тактика вампиров

В эпоху Возрождения на волне всеобщего интереса к магии и оккультизму оставшиеся в живых европейские вампиры изобрели новый способ кормления, гарантирующий им относительную безопасность. Путешествуя под видом колдунов или алхимиков, они втирались в доверие к аристократам, интересующимся тайными науками, и селились в их замках, требуя для своих «магических» опытов все что угодно, в том числе и человеческих жертвоприношений.

Как правило вампир находил себе спутника из числа людей, которому отводилась роль всемогущего колдуна, а сам изображал его подручного демона, требующего определенной платы за свои потусторонние услуги. Впервые подобная тактика была применена во времена Сократа, общавшегося со своим даймоном, но особую популярность среди вампиров она приобрела в позднем Средневековье, когда по Европе странствовали десятки если не сотни оккультистов, якобы приручивших собственных демонов.

Будучи полновластными хозяевами на своих землях аристократы без зазрения совести отдавали вампирам крестьян в обмен на обещание сделать их бессмертными, всемогущими и всезнающими. Однако таковыми оставались только сами вампиры, разумеется если им удавалось вовремя унести ноги, когда слухи о зверствах очередного барона или графини доходили до властей и высокопоставленных представителей Церкви. Зачастую эту информацию им предоставляли охотники на вампиров, которые не могли штурмовать каждый замок, чтобы убить всего лишь одного вампира, но стремились к максимальной огласке и требовали сурового наказания для виновных.

Разумеется, они действовали под прикрытием, поскольку вампиры еще были способны отомстить убийцам своих сородичей. Однако в буре народного гнева найти охотника на вампира было не так-то просто, поэтому жертвами вампирской мести становились иногда судьи и следователи, умиравшие вскоре после оглашения приговора.

Практически ни одна книга о вампирах не обходится без упоминаний о Жиле де Рэ и Елизавете Батори по прозвищу «кровавая графиня». Причем в зависимости от установки автора оценка их исторической роли кардинальным образом меняется: одни называют их настоящими вампирами, другие думают, что они были обычными серийными убийцами, а третьи полагают, будто они стали жертвами клеветы и политических интриг.

Следует признать, что реальными вампирами они все-таки не были, хотя в их окружении мы без труда отыщем загадочную и демоническую фигуру, вполне подходящую на эту роль: некромант Франческо Прелати привел к Жилю де Рэ «демона» по имени Баррон, который поселился в одной из комнат его замка, уставленной сосудами с кровью[12], а Элизабет Батори имела регулярные встречи с загадочной незнакомкой в маске, которого иногда видели на кладбище во время похорон ее жертв[13]. И хотя о Жиле де Рэ и Элизабет Батори сегодня известно практически все, судьба Баррона и незнакомки в маске до сих пор остается невыясненной.

3. Жиль де Рэ

Барон Жиль де Рэ родился в 1404 году в аристократической семье, получил превосходное образование, в молодости прославился как участник Столетней войны и ближайший сподвижник Жанны д’Арк. В 1433 году он ушел в отставку, поселился поместном замке Тиффож в Вандее и увлекся алхимией. Постепенно в его свите начали появляться толкователи снов, маги и чародеи, а библиотека пополняется оккультными рукописями и книгами. В замке действовала лаборатория, где проводились опыты по созданию философского камня и эликсира вечной молодости.

Местные вампиры стали проявлять к нему осторожный интерес, однако в Тиффож не спешили, поскольку там имелась своя церковь, а среди подручных барона было немало священников. Благодаря безупречной репутации барон напоминал скорее плохо замаскированного охотника на вампиров, нежели подходящую для обмана жертву.

В 1439 году один из сподручных барона, священник Эсташ Бланш, вернулся из Италии с флорентийским монахом Франческо Прелати, оказавшимся по совместительству черным магом, некромантом и алхимиком. Вместе с ним в замок проник вампир, которого Прелати представил как своего личного демона. С этого момента жизнь де Рэ кардинальным образом изменилась. Прелати требовал человеческих жертвоприношений для своего демона и заставил барона подписать с ним договор: демон обещал де Рэ всеведение, богатство и могущество в обмен на кровь.

Первой жертвой барона стал мальчик, которого обманом заманили в замок. В потайной комнате де Рэ вместе с Прелати принесли его в жертву демону. Барон вырезал ребенку сердце и преподнес его Баррону в хрустальном кубке вместе со собственной кровью. С тех пор в комнате всегда имелся запас свежей крови в стеклянных бутылках, а в окрестностях замка бродила старуха с багровым лицом под черным капюшоном, разыскивающая новых детей для своего хозяина. Всего жертвами «демона» Баррона стало около 800 детей, что позволяет считать его одним из самых удачливых вампиров той эпохи.

Слухи о зверствах де Рэ привлекли внимание охотников на вампиров, которые решили убрать барона руками церковников. В июле 1440 года некие супруги Эйсе подали в канцелярию епископа Нантского Жана де Малеструа (Jean de Malestroit) заявление о пропаже ребенка в одном из замков барона. У епископа и главы инквизиционного трибунала Бретани Жана Блуэна ушло полтора месяца на сбор доказательств. 14 сентября 1440 года Жиль де Рэ вместе с его сообщниками были арестованы в замке Машкуль и посажены в тюрьму. В Тиффож направился отряд солдат, в числе которых были охотники на вампиров. По одной версии им удалось убить «демона» Баррона, по другой ему каким-то чудом посчастливилось спастись.

26 октября 1440 года после публичного покаяния Жиля де Рэ казнили приговором светского суда, однако расследование продолжалось еще полтора месяца в суде епископальном. Всего через полгода после смерти де Рэ некромант и убийца Франческо Прелати оказался на свободе — его выпустили из церковной тюрьмы по постановлению герцога Анжуйского. Расследования в отношении других сподручных де Рэ были вовсе прекращены. В сентябре 1413 года умер епископ Жан де Малеструа, а двумя столетиями позднее скоропостижная смерть настигнет палатина Венгрии Дьёрдя Турзо, занимавшегося расследованием дела Елизаветы Батори, вошедшей в историю под прозвищем «кровавая графиня».

4. Елизавета Батори

Венгерская графиня Елизавета Батори (1560 — 1614) прославилась жестокими убийствами молодых девушек и по сию пору остается одним из самых массовых серийных убийц. Подробности ее биографии можно найти в специальной литературе и в Википедии, поэтому достаточно будет ограничиться лишь некоторыми фактами. Первые убийства графиня совершила где-то между 1585 и 1610 годами. Уже тогда в ее обществе начали появляться странные личности, присутствие которых раздражало ее мужа[14]. В 1604 году Елизавета овдовела и сделалась полновластной хозяйкой в своей вотчине, превратив ее в арену кровавых оргий и невиданных зверств.

Внимание исследователей привлекают три фигуры в окружении графини: ее слуга горбун Янош Ужвари (János Újváry) известный также под именем Фиско (Fickó), местная ведьма Анна Дарвулия и таинственная незнакомка в маске, принимавшая участие в истязании девушек[15]. Подкидыш Ужвари, выросший в семье местного пастуха, был одним из главных исполнителей приказов графини. Он заманивал девушек в замок, обещая им работу служанок, и сообщил на суде о 37 известных ему убийствах. Всего же на счету Батори числится более 600 жертв. По приговору суда Ужвари был обезглавлен и сожжен.

Анна Дарвулия была лесной ведьмой и, скорее всего, вампиром. Именно она пообещала графине вечную молодость в обмен на кровавые жертвоприношения и на протяжении пяти лет исправно получала причитающуюся ей плату. Возможно, Батори была не единственной жертвой ее обмана. На суде слуги дали показания, что неоднократно видели свою хозяйку в обществе загадочной женщины в маске, вместе с которой они предавались садистским развлечениям. Женщина эта, судя по всему, принадлежала к высшим кругам общества и проживала где-то неподалеку, однако не имела возможности безнаказанно убивать девушек у себя дома.

Шли годы. Несмотря на обильные жертвоприношения, графиня Батори отнюдь не молодела. В 1609 году охотники на вампиров наконец добрались до Дарвулии и убили ее. Оказавшись в трудном положении, Батори обратилась к Эрцзи Майоровой, которую местные жители также считали ведьмой. Стареющая графиня потребовала от нее объяснений, почему кровавые ванны не помогают ей сохранить молодость. Майорова ответила, что кровь простолюдинов не годится для этих целей, а требуется голубая кровь аристократов. Это был чрезвычайно глупый совет, но графиня к тому времени зашла слишком далеко и похоже уже не могла остановиться.

Убийства женщин благородного происхождения привлекло внимание властей. В 1610 году император Матвей отправил палатина Венгрии графа Дьёрди Турзо расследовать это дело, и 29 декабря 1610 года графиня была арестована. Через четыре дня состоялся суд над ее подручными, закончившийся казнью. Графиню до суда заперли в ее собственном замке, однако она так и не была осуждена. Три года она прожила в замурованной камере и умерла в ночь на 21 августа 1614 г. Дьёрдь Турзо пережил ее всего на два года.

Tannarh, 2013 г.


[1] Joshi S.T., Browning J.E. Encyclopedia of the Vampire

[2] Bunson M. The Vampire Encyclopedia

[3] Мэлтон Дж. Энциклопедия вампиров

[4] Шпренгер Я., Крамер Г. Молот ведьм

[5] Bane T. Encyclopedia of Vampire Mythology

[6] Саммерс М. История ведьмовства и демонологии

[7] Грейвс Р. Белая богиня

[8] Саммерс М. Вампиры в верованиях и легендах

[9] Афанасьев А. Славянские колдуны и их свита

[10] Роббинс Р. Энциклопедия колдовства и демонологии

[11] Махов А. Сад демонов

[12] Леви Э. История магии

[13] Николаев К. Вампиры и оборотни

[14] Флореску Р., Макнелли Р. В поисках Дракулы

[15] Николаев К. Вампиры и оборотни

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s